Конкурс «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА» Подробности
Конкурс «БИБЛИОТЕКИ.ПРОДВИЖЕНИЕ» Принять участие
Кабинет субъекта Рассылка
Главная О проекте События Конкурс Образование Видео Документы Вопрос-ответ Контакты Кабинет субъекта Подписаться на новости Поиск
← все новости Вадим Ваньков: «Мы не подменяем искусство чем-то виртуальным»

Для чего нужна цифровизация бумажных книг, что можно найти на портале «Культура.РФ» и какие возможности открывают модельные библиотеки в регионах

Вот и подходит к концу первый год реализации национального проекта «Культура». По его итогам одним из наиболее успешных и инновационных стал федеральный проект «Цифровая культура», в рамках которого по всей стране открываются виртуальные концертные залы, для включения в Национальную электронную библиотеку (НЭБ) оцифровываются уникальные издания. Кроме того, работает портал «Культура.РФ», на котором транслируются десятки культурных мероприятий, а также с помощью платформы дополненной реальности «Артефакт» создаются мультимедиагиды для выставочных проектов.

Директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры РФ Вадим Ваньков специально для портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказал о сложностях и достижениях первого года реализации федерального проекта «Цифровая культура».  

О сложностях

Национальный проект формировался оперативно, а значит, было много неизвестного: и министерство, и регионы, и учреждения культуры все это проходили в первый раз — начиная от принятия нормативно-правовых актов и заканчивая работой с системой «Электронный бюджет». Конечно же, было непросто, но это организационные моменты.

С точки зрения федерального проекта «Цифровая культура», министерство целенаправленно вело работу по цифровизации отрасли уже на протяжении нескольких лет, и во многом в основу мероприятий нацпроекта легли те наработки, которые были сделаны раньше — на уровне как пилотных проектов, так и конкретных решений.

Среди них, например, виртуальные концертные залы: еще до национального проекта, начиная с 2008 года, их открытием занималась Свердловская филармония. В 2014 году эстафету подхватила Московская филармония, которая по инициативе Минкультуры начала воплощать проект «Всероссийский виртуальный концертный зал», и в продолжение этой, признанной успешной деятельности теперь реализуется проект в масштабах всей страны. В рамках нацпроекта «Культура» запланировано открытие 500 виртуальных концертных залов за шесть лет, а в 2019 году их открывается 80 — беспрецедентное количество, поэтому, конечно, были определенные сложности.

Тем не менее, регионы во многом поддержали этот проект еще и собственным финансированием. Несколько дополнительных залов в этом году оборудовано за счет средств регионального или муниципального бюджета. Важно отметить, что мы не просто открываем залы, устраивая формальное мероприятие с чиновниками, перерезающими ленточку, а приглашаем жителей города, чтобы те первыми познакомились с возможностями виртуального концертного зала.

О конкурсном отборе

Министерство пошло по принципу конкурсного отбора учреждений для участия в проекте по созданию виртуальных концертных залов. Заявку может подать любое учреждение, обозначив при этом свои потребности и возможности. Для нас важно, чтобы проект не превратился просто в поставку оборудования. Важна мотивация самого учреждения и тех людей, которые в дальнейшем в этих залах будут проводить мероприятия.

Есть заявки более сильные, есть более слабые. Если в заявке указано, что претендующая на получение гранта организация планирует проводить в год всего четыре мероприятия, то, наверное, ее руководству стоит задуматься, нужно ли вообще в этом проекте участвовать. Такие заявки получают низший бал и не побеждают в конкурсе. Возможно, кто-то думает, что достаточно просто купить оборудование, провести четыре мероприятия, отчитаться, и все будет хорошо. Но это не так.

Одна из задач «Цифровой культуры» — расширение контента. Все-таки изначально виртуальные концертные залы создавались для популяризации и продвижения академической музыки, то есть акцент делался на классическое искусство. И, конечно, это направление мы будем поддерживать и дальше. Тем не менее у аудитории есть разные потребности, поэтому для нас важно расширять концертную программу — например, за счет театральных постановок, особенно, если те связаны с музыкальными театрами. Также в виртуальных концертных залах можно показывать мастер-классы, транслировать лекции.

О возможностях портала «Культура.РФ»

Цифровизация предполагает разнообразие форматов, позволяя человеку приобщиться к культуре там, где ему это удобно. Если он не хочет или — в силу разных причин — не может выходить из дома, то это тоже нужно учитывать. К тому же даже 500 городов, где к 2024 году планируется открыть виртуальные концертные залы, это не вся страна. Есть множество населенных пунктов, где даже до виртуального концертного зала добраться достаточно сложно. В таких случаях на помощь приходят интернет-трансляции на портале «Культура.РФ».

Интернет-охват в стране растет, в том числе благодаря нацпроекту «Цифровая экономика», поэтому мы расширяем возможности знакомства с контентом, помогая людям не только посещать виртуальные концертные залы, но и смотреть трансляции онлайн.

Ни виртуальные концертные залы, ни трансляции на портале «Культура.РФ» не отменяют и не заменяют посещения живого концерта. Мы не подменяем искусство чем-то виртуальным, а расширяем возможности для аудитории, используя современные технологии. Это подтверждает статистика: 125 трансляций, проведенных на портале «Культура.РФ» в этом году, собрали более 13 млн человек аудитории — свыше 100 тыс. просмотров одной трансляции! Ни один виртуальный концертный зал физически не может вместить такое количество людей.

Преимущество портала в том, что каждый может найти для себя что-то интересное. Сейчас концепция портала — «читать, смотреть, посетить». Она вполне успешно работает, развивается и даже расширяется в сторону четвертого направления — «слушать». Буквально на днях был запущен сервис подкастов. Теперь, даже находясь в пути, в машине, в метро, где не всегда удобно читать с экрана, можно с помощью любимого сервиса (контент размещен уже на восьми платформах) послушать короткие подкасты по 8–15 минут.

Еще один популярный раздел портала — афиша актуальных событий с региональной направленностью. Например, если наш читатель из Воронежа, он увидит информацию о культурных мероприятиях в учреждениях этого города. Одна из наших задач — мотивировать пользователя посетить конкретную выставку, спектакль, объекты культурного наследия. Для этого на портале размещены гиды по городам России с увлекательными маршрутами, каталогами культурных учреждений, виртуальными турами. Также на «Культуре.РФ» на компьютере или с помощью телефона можно почитать или скачать себе книжки, а вместе с тем посмотреть кино, спектакли, лекции, мастер-классы, трансляции. И, что самое главное, совершенно бесплатно и без навязчивой рекламы.

О модельных библиотеках

Модернизация муниципальных библиотек, пожалуй, самый сложный и при этом интересный проект. Модельных библиотек даже больше, чем виртуальных концертных залов. В 2019 году их откроется 134. На портале «Новаябиблиотека.РФ» есть карта проекта с указанием, где какая библиотека находится, какой она была до модернизации и как выглядит сейчас. И изначально было понятно, что проект по определению сложный: регионам необходимо было разработать дизайн-проекты библиотек, провести конкурсные процедуры, заключить соглашения с подрядчиками, отработать всю цепочку финансирования.

С начала года заключено порядка 4 тыс. контрактов, для того чтобы реализовать все конкурсные процедуры. Необходимо было успеть к сроку сделать ремонт, закупить мебель и оборудование, установить его — регионами проведена очень большая работа. Модернизированные библиотеки превратились в места, куда не только приятно прийти, но и хочется вернуться. На второй год реализации нацпроекта победители уже определены, и им будет немного проще реализовать свои задумки.

О Национальной электронной библиотеке

Для нас цифровизация — это не только технологии, но и новые возможности. НЭБ, конечно, не заменяет бумажную книгу. В качестве требований и рекомендаций к победителям и к участникам конкурса на создание модельных библиотек прописаны обязательства региона по обновлению фондов. И не только в первый год, но и на протяжении ближайших лет. Будет странно открывать обновленную библиотеку с хорошим дизайном, с удобными зонами для чтения, встреч, игр, но без новых книг.

Приобрести все книги, которые хочется, конечно, невозможно, а если речь идет о каких-то специализированных изданиях, то это не всегда и оправданно. Потому и существует НЭБ. Ее концепция развития направлена как раз на то, чтобы дополнять возможности модельной библиотеки, а там организация доступа к НЭБ в формате виртуального читального зала становится обязательным требованием.

Не забываем мы и про наших удаленных читателей. Если человек авторизовался через портал госуслуг, он получает доступ в соответствующий раздел нашей электронной библиотеки и может читать книги из дома абсолютно бесплатно, даже выпущенные совсем недавно.

Важно, что проект реализуется совместно с издателями. Мы заинтересованы в развитии книжного рынка и выступаем за сотрудничество, но с учетом государственных задач. Любая современная книга изначально создается в цифровом виде. В соответствии с нормами законодательства обязательный экземпляр печатного издания в электронной форме должен быть предоставлен в Российскую государственную библиотеку — оператору НЭБ. Дальше эта книга может использоваться в НЭБ только при заключении лицензионного соглашения.

О мультимедиагидах и платформе «Артефакт»

Мультимедийный гид — еще один наш проект, который использует возможности современных технологий во вполне реальной среде. Да, мобильное устройство почти всегда с нами, даже когда мы приходим в музей. С этим бесполезно, да и не нужно бороться. Наоборот, гаджет можно сделать проводником в мир искусства. Мы так и поступили со своим приложением «Артефакт».

Это мультимедийный гид с технологией дополненной реальности. Он делает посещение музея более увлекательным и интерактивным. С помощью мобильного приложения смартфон посетителя может самостоятельно распознать экспонат, рассказать о произведении искусства, проиграть аудиосообщение на русском и английском языках. При этом практически нет ограничений по объему информации, которую можно туда загрузить, в отличие от стен музея. И эту информацию можно забрать с собой! А потом показать друзьям, детям.

В рамках нацпроекта в 2019 году мы сделали 78 таких гидов по музеям и выставкам, это около 3 тыс. экспонатов. Соответственно, 3 тыс. аудиогидов на русском и столько же — на английском языке. Весь контент переведен на английский язык и будет доступен нашим иностранным гостям. Это совершенно разные музеи, в основном региональные. Таким образом, новейшие технологии становятся доступны и им.

Директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры РФ Вадим Ваньков


 

Результаты поиска

Подпишитесь на наши новости

Укажите действительный e-mail
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Подписаться