Юлия Черненко, кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента медиа, эксперт лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», на вебинаре презентовала ключевые результаты социологического исследования и лучшие практики модельных библиотек. Исследование прошло в ноябре 2020 года в Челябинской области. Оно было организовано совместно с Российской государственной библиотекой при поддержке Минкультуры России.
Основные выводы исследования представлены в презентации.
По словам Юлии Черненко, знакомясь с результатами исследования, читателям важно помнить три соображения:
Во-первых, проведенное исследование, о результатах которого мы рассказываем – пилотное. Это значит, что материалы были собраны в одном регионе, где проходит модернизация библиотек в рамках Национального проекта «Культура». И хотя массив данных позволяет сделать общие выводы и рекомендации, которые нацелены на усиление результатов Нацпроекта, по одному региону невозможно предусмотреть многие сложности и особенности процесса модернизации библиотек в разных регионах. Эти сложности будут обусловлены культурными и национальными особенностями, особенностями развития социальной и культурной сферы региона, спецификой региона в целом. Поэтому мы надеемся, что со временем результаты пилотного исследования будут дополнены. Сейчас это материал для профессиональной дискуссии, акценты и векторы, о которых важно говорить, ища в конструктивном диалоге дополнительные пути и инструменты поддержки модернизации.
Во-вторых, проведенное исследование не ставило перед собой задачу системного анализа культурной сферы региона, где мы изучали модернизацию библиотек в рамках Нацпроекта. Некоторые элементы системного анализа нами применены, однако вписывать это исследование в системный анализ – это один из путей, как могут быть использованы представленные результаты. При этом важно, чтобы системный анализ проводился с активным привлечением специалистов и профильных команд, которые выбрали полем своей экспертизы библиотечную сферу, а также сферу культуры и социальную сферу.
В-третьих, исследование является партнерским и значительная часть нашей команды исследователей – специалисты из других сфер: социологи, специалисты по коммуникациям, анализу рынков и маркетингу. По этой причине некоторые формулировки исследования могут показаться инородными для библиотечной сферы. Однако к результатам стоит относиться, в том числе, как к стороннему взгляду и сторонней оценке - схожими формулировками могут оперировать внешние партнеры библиотек, которые все больше обращают внимание на потенциал российской библиотечной сферы. Задача профессионального сообщества – совместно вырабатывать формулировки и осуществлять их корректный перевод для внешних адресатов, чтобы выстраивать взаимовыгодные партнерства. Здесь, на наш взгляд, важен диалог между дисциплинами – и поэтому наше исследование дает, в том числе, взгляд на библиотеки и их модернизацию из внешней по отношению к библиотекам среды.
Юлия Черненко выражает отдельную благодарность всем консультантам и собеседникам, которые помогали сформировать программу исследования и войти в контекст библиотечной сферы: Вере Петровне Чудиновой и ее команде из Российской государственной детской библиотеки, Маргарите Михайловне Самохиной, которая дала важные замечания к черновику программы, Ирине Борисовне Михновой и Антону Александровичу Пурнику, которые поделились опытом исследований библиотечной сферы в Российской государственной библиотеке для молодежи, а также экспертам Российской национальной библиотеки – Сергею Александровичу Басову и Ирине Всеволодовне Эйдемиллер, чьи консультации помогли уточнить многие пункты программы.