Конкурс «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА» Подробности
Конкурс «БИБЛИОТЕКИ.ПРОДВИЖЕНИЕ» Подробности
Кабинет субъекта Рассылка
Главная О проекте Карта События Конкурс Образование Видео Документы Вопрос-ответ Контакты Кабинет субъекта Подписаться на новости Поиск
← все новости Культура в «цифре»
источник: РБК

Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки и концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех — одна из главных целей нацпроекта «Культура».

Креативность как навык
КУЛЬТУРА ВСЕ СИЛЬНЕЕ ВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ
 
Способность человека творчески мыслить и неординарно действовать — обязательная составляющая набора так называемых гибких навыков, требуемых работодателями в цифровую эпоху.

Креативная индустрия — самостоятельная сфера деятельности с высоким потенциалом развития и продвижения остальных секторов экономики. Термин «креативная экономика» впервые был использован в журнале Business Week в 2000 году. Он подразумевает деятельность на перекрестке искусств, культуры, бизнеса и технологий.
В частности, по оценкам международной консалтинговой компании EY, на долю креативной экономики приходится порядка 3% мирового ВВП, в этом секторе занято более одного процента экономически активного населения.

Ремесла и промыслы, культурые объекты, живопись, музыка, танец, дизайн — такие области, как культурное наследие и искусство, наряду с современными медиа и функциональным творчеством способны вносить серьезный вклад в развитие территорий.

Например, европейский рынок креативной индустрии базируется на высокой концентрации организаций, связанных с историческим наследием, искусством и модой: cемь из десяти самых посещаемых музеев мира — европейские. И именно сфера культурного наследия формирует приток капитала в города за счет развития внутреннего и внешнего туризма, отмечают в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
 

KPI нацпроекта «Культура»

Определения «креативная индустрия», «креативный класс», «креативный город» встречаются в стратегических документах социально-экономического развития различных стран мира. Авторы федерального нацпроекта «Культура», стартовавшего в России в начале 2019 года, также связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы.

Творческая среда

КАК РАСТЕТ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС В РЕГИОНАХ

Расширение креативного класса зависит от целого ряда факторов, в том числе от современной инфраструктуры и эффективности управления объектами культурного наследия. Об этом говорят авторы Индекса креативного капитала российских городов 2018 года британского благотворительного фонда Calvert 22 (специализируется на поддержке культурных, инновационно-креативных и образовательных проектов из России и стран Восточной Европы) и международной консалтинговой компании PwC.

По их данным, на сегодняшний день в экономике Москвы и Санкт-Петербурга, например, креативный сектор уже составляет более 5% ВРП. Так, в столице сконцентрировано большинство крупных креативных кластеров — дизайн-завод «Флакон», квартал Artplay, «Фабрика», АРМА, «Винзавод» и др. Здесь полноценно сформировано креативное сообщество, а у администрации и бизнеса есть понимание принципов монетизации таких пространств. В целом наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами признаны также Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.

Санкт-Петербург при этом является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием. Здесь также отмечается довольно активная роль в культурной жизни города как местной администрации и, так и самих горожан.

В России в целом за последние несколько лет произошел серьезный скачок в управлении сферой культуры, считают авторы индекса. В частности, знаковым стало появление в Новгородской области первой официальной должности, связанной с креативным сектором, — советник губернатора по культуре, туризму и креативному сектору. В целом финансовая поддержка со стороны местных властей и их открытость к инициативам жителей города — также существенный фактор развития культуры и тесно связанной с ней креативной средой.

Как ранее заявлял министр культуры РФ Владимир Мединский на Российском инвестиционном форуме в Сочи, 95% средств нацпроекта «Культура» пойдут на региональные проекты: «Мы хотим, чтобы произведения искусства были предельно доступны всем нашим гражданам».

В Минкультуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии»,— заявил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.

Цифровая культура

При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями, подчеркивают в ведомстве. «У нас довольно большая страна. Россия — не Люксембург, и возможность посетить Третьяковскую галерею или Эрмитаж, послушать концерт в Московской филармонии есть не у всех», — отмечает директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России Вадим Ваньков. Поэтому необходимо не только стимулировать развитие культурных центров и творческих коллективов на местах, но и с помощью современных технологий расширить доступ жителей регионов к культурному наследию и к современному академическому искусству.

Современная цифровая техника открывает возможности фото- и видеофиксации исчезающих традиций для создания большой единой общероссийской базы и дальнейшего распространения, говорит директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова Тамара Пуртова: «Широкая аудитория одним нажатием «мышки» сможет прикоснуться к традициям самых разных национальностей. У жителей страны появится возможность узнать, какие песни пели в том или ином селе, какие обряды бытовали, как развивается ремесло и что сегодня делается для сохранения и актуализации нематериального наследия».

Согласно нацпроекту, число обращений к цифровым ресурсам культуры, таким как культура.рф, история.рф, портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф), Государственный каталог Музейного фонда РФ (goskatalog.ru), платформа «Артефакт» — должно увеличиться в пять раз по отношению к итогам 2017 года и достигнуть 80 млн.

Без нафталина
КАК КОНСЕРВАТИВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ СТАЛИ СОВРЕМЕННЫМИ
Технологии уже вдохнули жизнь в один из самых консервативных институтов культур — музеи, на очереди библиотеки и дома культуры. После резкого (в 2,5 раза, по данным Государственного института искусствознания РАН) снижения интереса в период 1985–2012 годов сегодня ситуация кардинально изменилась. По данным опроса ВЦИОМ, интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет. Посещение музеев, как ранее заявлял директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов, достигло 154 млн, что соответствует потоку посетителей 1985 года. Это результат в том числе трансформации их в современные общественные пространства, оцифровки коллекций и внедрения виртуально-информационных пространств, открывающих для аудитории представление о богатстве музейных архивов и экспозиций.

Одним из знаковых событий, которые показали эффективность новых способов коммуникации музеев со своей аудиторией, стала приуроченная к 150-летию художника выставка работ Валентина Серова в Третьяковке. «Очередь на Серова», в которой, несмотря мороз декабря 2015 года, стояло 1,5 тысячи человек, стала именем нарицательным, отразив новый виток интереса россиян к изобразительному искусству и к музейным экспозициям в целом. Как сообщала пресс-служба Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 480 тыс. человек. Она стала самой посещаемой выставкой русского искусства в России за последние 50 лет, заявила тогда генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
«В этом году мы попробовали активно использовать новые средства общения с аудиторией: были запущены новые мобильные приложения», — писала в отчете по итогам 2015 года Зельфира Трегулова. В общественных пространствах была создана более комфортная обстановка, открылись кафе, новый музейный магазин, переоборудована входная зона.

Еще одним ярким примером того, как музеи заговорили с аудиторией на ее языке, стала креативная компания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина «К импрессионистам нужно прийти». Совместно с социальной сетью «Одноклассники» музей записал аудиогиды к ключевым картинам голосами селебритиз: Ивана Урганта, Сергея Шнурова, Полины Гагариной, Ксении Собчак и др.
Государство способствует цифровизации музеев: в 2015 году на базе портала культура.рф создано Единое информационное пространство. Система стимулирует продвижение учреждений культуры в интернете: здесь можно делать отложенные публикации для социальных сетей, e-mail-рассылки, публиковать анонсы мероприятий и участвовать в образовательных вебинарах. В 2017 году Минкультуры РФ запустило продвинутое AR (augmented reality — дополненная реальность), приложение — гид по музеям для пользователей и одновременно единую программную платформу для создания виртуальных гидов для всех музеев Artefact. В рамках нацпроекта в 2019 году будут сформированы 78 таких гидов на русском и английском языках по музеям и выставкам, а это более 3 тыс. экспонатов. В Минкультуры России отмечают, что речь идет о совершенно разных музеях, в основном региональных. «Таким образом самые новейшие технологии становятся им доступны», — говорят в ведомстве.
Нет такой цифровой технологии, которая бы уже не использовалась в музеях-лидерах, будь то создание внутреннего цифрового пространства или работа с посетителями, говорит заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Определенов.

Следующий этап Artefact — развитие виртуальных помощников, основанных на искусственном интеллекте. Системы будут искать ответ на вопрос не в одном источнике знаний, а давать релевантную научную информацию, основанную на разных источниках.

Музеи, библиотеки, архивы — это институты памяти, говорит Владимир Определенов: «Их задачей является создание достоверного пространства знаний, в первую очередь в интернете. Потому что, к сожалению, сейчас сеть состоит из фейков и непроверенной информации. И чем более качественно мы построим вот это достоверное пространство, чем точнее будут ссылки, чем меньше ошибок в перепечатках, тем в целом будет выше и уровень образования и культуры».
Стремительное развитие цифрового информационного поля лишило библиотеки монополии на знания, изменились подходы к размещению информации, ее систематизации, обработке, говорит руководитель проектного офиса Национальной электронной библиотеки Павел Лушников. Проект развития национальных модельных библиотек, по его словам, должен не только превратить библиотеки в современные культурно-образовательные пространства, но и способствовать распространению достоверной информации среди интернет пользователей, вернуть библиотекам авторитет.

«Еще недавно очагом культуры в небольшом городе был супермаркет, сегодня таким очагом становятся модельные библиотеки. Их посетители уже просят продлить время работы», — отмечает Павел Лушников.

Запуск раздела «Книжные памятники», в рамках которого в высоком качестве оцифровываются уникальные книги, в том числе изданные ранее 1830 года, откроет широкой общественности доступ к ним.
Инфраструктура для творчества: новые очаги культуры

20 декабря 2019
Поделиться
Класснуть

 

Результаты поиска

Подпишитесь на наши новости

Укажите действительный e-mail
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Подписаться