Сеть библиотек нового типа — модельных — развивается в России в рамках нацпроекта «Культура» уже второй год. В таких заведениях можно не только, сосредоточившись, напряженно читать в тихом читальном зале, но и выпить чаю, выйти в интернет, посетив стрим или онлайн-квиз. Как реализуется этот проект, почему модельные библиотеки сложно закрыть вовремя, а также что такое нейтрализация книг и зачем она нужна, порталу национальныепроекты.рф рассказал директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.
— Вадим Валерьевич, в рамках создания модельных библиотек в России в одну из районных библиотек в Нижегородской области поставили первый в стране аппарат Z Space. Это суперсовременное устройство, которое позволяет рассматривать 3D-объекты, например человеческое сердце или двигатель внутреннего сгорания, в очках виртуальной реальности. Каковы шансы, что в провинции его не уберут на полку, как поступают наши бабушки с дорогими подарками?
— Это глубокое столичное заблуждение, что весь цвет креатива и великой мысли находится в мегаполисах. Мы много общаемся с нашими коллегами из регионов, которые запускают модельные библиотеки не только в городах, но зачастую и в районных центрах или даже селах. Там такой уровень креатива и заботы, такое отношение к своему делу! Поверьте, наши друзья из регионов найдут, что делать с Z Space, и нас научат.
— Что случается с библиотеками, которые подготовили заявки на модернизацию, но не прошли отбор для нацпроекта?
— Эта работа не напрасна в любом случае: абсолютно продуманные рабочие планы развития библиотеки могут получить финансирование из других источников. Например, власти Республики Коми приняли решение выделить бюджет на обновление минимум десяти библиотек в год, если их заявки не получили поддержки в рамках нацпроекта. А в Красноярске выделили 170 млн рублей на развитие библиотечной сети с 2021 по 2024 год.
Мы в самом начале реализации проекта модельных библиотек, сейчас каждый вложенный рубль из федерального бюджета вызывает приток инвестиций из регионов.
— Действительно ли проект успешен?
— Посещаемость библиотек в РФ в среднем выросла на 15–20% за минувший год, несмотря на пандемию. Но это только «средняя температура по больнице». В некоторых библиотеках, преобразованных в модельные, посещаемость увеличилась в два, а то и в три раза. Эти учреждения стало сложно закрыть по расписанию, потому что они очень востребованны. Наши коллеги — библиотекари говорят, что почувствовали «счастливую усталость» от работы.
— Сколько таких обновленных библиотек уже есть в России?
— По плану мы должны были открывать 110 модельных библиотек в год с 2019 года. Но уже в 2019 году вместо 110 получилось 134 библиотеки, 172 библиотеки появится в 2020 году и 151–152 — в 2021-м. Динамика превзошла наши ожидания из-за растущего интереса к проекту общества и власти. В итоге за три года в региональные библиотечные сети было инвестировано более 3 млрд рублей из федерального бюджета. Это чудо не только для нашей страны — и в международном сообществе мы давно не видели таких инвестиций в библиотечную сеть.
— На какие средства смогут развиваться дальше модельные библиотеки, когда в 2024 году завершится нацпроект?
— Модельные библиотеки — это очень успешная инициатива. Совершенно точно в нее будут вкладываться и коммерческие структуры. В 2019 году общий объем спонсорских денег составил 14 млн рублей, в 2020 году — 10 млн рублей. Это небольшие средства, но они означают, что местное сообщество готово принимать участие в создании модельных библиотек. Все мы заинтересованы в счастливом будущем наших детей, для которого нужны библиотеки.
Есть города и поселки, в которых доминирующую экономическую позицию занимают крупные финансово-промышленные корпорации, например Росатом или какие-то металлургические холдинги. Для них создание модельных библиотек может быть важным элементом исполнения социальных обязательств и заботой о персонале. А проектный офис «Ленинки» будет для них методическим и научным подспорьем, потому что у нас аккумулируются лучшие практики.
— Чем будут заниматься уникальные специалисты «Ленинки» после завершения нацпроекта?
— Их опыт уже используется для других задач национального масштаба. Например, он позволил подготовить запуск проекта по комплектованию фондов муниципальных библиотек. Всего в России их около 140 тыс. Чтобы обеспечить эту сеть необходимыми книгами, приходится связывать воедино интересы множества структур.
Второй проект, реализуемый за счет наших компетенций, — сохранность библиотечных фондов. Это около 880 млн книг и документов — значительный объем культурного достояния. Большая часть этого материала находится не в лучшем физическом состоянии, мы можем все это потерять, если не позаботимся. Нужно создавать центры консервации, реставрации, массовой нейтрализации. Такими центрами прежде всего смогут воспользоваться главные библиотеки субъектов, потому что именно там сосредоточены самые ценные и уникальные документы.
Это тоже вопрос государственного масштаба. Мы только начинаем этот проект Минкульта.
— Какова должна быть емкость сети центров консервации книг?
— Масштаб бедствия такой: примерно 9 млн документов, относящихся к ценным и редким, требуют реставрации. Объем документов, который может реставрировать «Ленинка» в год, — несколько сотен. А в «Ленинке» расположен крупнейший реставрационный центр нашей страны. Имеющиеся ресурсы абсолютно несопоставимы с задачей.
Около 40 млн документов требуют нейтрализации — снижения остаточной кислотности бумаги. Помните пожелтевшие страницы, которые в руках ломаются? Такими их делает остаточная кислотность.
Еще около 5 млн документов требуют фазовой консервации. Они должны быть инкапсулированы или помещены в коробку из бескислотного картона. И еще десятки миллионов книг требуют обновления переплета, потому что чаще всего от времени страдают именно корешки. К сожалению, решить эту задачу только оцифровкой не получится, потому что зачастую сам физический носитель документа так же важен, как содержащаяся в нем информация.
— Раз мы заговорили про оцифровку, давайте обсудим Национальную электронную библиотеку (НЭБ). Большинство документов в НЭБ представлены в формате PDF, который не почитаешь в свое удовольствие ночью под одеялом. Получается, портал актуален только для работы?
— НЭБ — это не один продукт, а целая экосистема, в центре которой находится портал. Его задача — максимально полно представить библиографию и тексты всех книг и изданий, имеющих отношение к нашей стране. Это очень амбициозно. В год в России издается около 110 тыс. наименований книг. А объем ретроспективы, то есть того, что было издано с момента печати «Апостола» Ивана Федорова в 1564 году до наших дней, — примерно 9 млн наименований. Все это богатство должно быть доступно на портале НЭБ. Помимо этого есть специальные сервисы, например «Книжные памятники» НЭБ, где должна быть специальная читалка, свои разделы и особый отбор контента.
Кстати, в апреле 2019 года на портале НЭБ было примерно 150 тыс. посещений. В апреле 2020 года эта цифра увеличилась в 10 раз — 1,5 млн посещений в месяц. Рост говорит о том, что была правильно выбрана стратегия развития проекта, даже в пандемию людям нужен был доступ к достоверным научным материалам.
Для чтения художественной литературы запущено бесплатное мобильное приложение НЭБ «Свет!». На мой взгляд, оно очень успешное: за два месяца его установили несколько десятков тысяч пользователей. В нем есть не только русская, но и лучшая мировая литература. Формируя библиотеку книг, мы опирались на школьную программу и на ГОСы (государственные образовательные стандарты. — Прим. ред.). Очень часто учителя рассказывают о хороших книгах, но их негде взять: тиражи стали небольшими, иногда издания совсем недешевые. Приложение НЭБ «Свет!» стало ответом на эти вызовы.
— Ранее вы заявляли, что принято решение о строительстве нового книгохранилища для «Ленинки». На каком этапе этот проект?
— Наше основное книгохранилище серьезно перегружено, мы вынуждены штабелировать книги: они не просто расставляются по полкам, но хранятся в стопках, что абсолютно неприемлемо для национальной библиотеки.
Недавно Министерство культуры приняло принципиальное решение о передаче нам участка для строительства книгохранилища. Если это случится, то это будет идеальным решением для нас. Сейчас мы занимаемся оформлением документов. Важно, что новое хранилище будет иметь статус национального фонда: помимо «Ленинки» другие крупные библиотеки Москвы, например «Историчка» (Государственная публичная историческая библиотека. — Прим. ред.) и «Иностранка» (Библиотека иностранной литературы. — Прим. ред.), нуждаются в новых площадях.
Я рассчитываю, что новое хранилище позволит решить проблему на ближайшие 20 лет, потребует минимум персонала, будет современным и очень гармонично впишется в городской пейзаж.
— Сколько средств потребуется на возведение такого объекта?
— Можно оценить это механически. Для того чтобы закрыть проблему на 20–25 лет, нам потребуется около 45 тыс. кв. м. «Ленинка» в год получает около 300 тыс. документов, для их размещения требуется 1 тыс. кв. м в год. Поэтому для того, чтобы закрыть проблему на 20 лет, нужно 20 тыс. кв. м. Но нам еще нужно освободить существующее книгохранилище — это потребует еще порядка 10 тыс. кв. м. И сколько же нужно, чтобы создать резерв под другие федеральные библиотеки. Если взять нормативы капитального строительства, то один квадратный метр оценивается в 100 тыс. рублей. Таким образом, стоимость строительства — около 4 млрд рублей.
Сейчас готовится концептуальный проект с основными техническими и эксплуатационными показателями комплекса. Дедлайн его подготовки — весна 2021 года.
— Ранее вы говорили, что первый подъезд библиотеки будет модернизирован. Что планируется сделать?
— Общий план работ по первому подъезду готов. Но мы столкнулись с тем, что сложно организовать «лоскутную» модернизацию в такой библиотеке, как «Ленинка». Наш Музей книги в корпусе Г, наше книгохранилище в корпусе Д, наш корпус К на другой стороне Моховой улицы, наш будущий образовательно-научный кластер — все это требует достаточно серьезных инвестиций. Мы решили, что подготовим комплексный план, как перевести имущество и недвижимость библиотеки на современный уровень. Когда мы выполним проекты всех корпусов, мы поймем очередность капитального ремонта и реставрации зданий.
— То есть пока модернизация первого подъезда откладывается?
— Нам нужно понимать, как она будет вписываться в план комплексной модернизации библиотеки. Я очень надеюсь, что обстоятельства 2020 года не затормозят нашу работу над проектами. Конечно, экономике страны был нанесен достаточно сильный удар и нам еще придется несколько лет сталкиваться с последствиями. Поэтому наши планы будут скорректированы в соответствии с возможностями государства.
— Когда вы предполагаете завершить работу над концепцией модернизации «Ленинки»?
— Я думаю, весной 2021 года. Однако не надо ждать каких-то страшных инноваций и новых дизайнерских решений — тут нужно быть максимально консервативными и придерживаться исторического культурного кода великой библиотеки. Вызывающе современными должны быть климатическая и инженерная системы, система безопасности — то, что позволит нам сохранить для будущих поколений бесценный фонд «Ленинки».
— То есть обновленная «Ленинка» должна стать чем-то вроде стимпанка — внешне собранная из предметов старины и суперсовременная изнутри?
— Да, хорошая аналогия. Это касается и библиотечных услуг: несмотря на развитие цифровых решений и платформ, мы должны обеспечить классические библиотечные услуги в «Ленинке».
Беседовала Александра Рыжкова