Кабинет субъекта Рассылка
Главная О проекте Гений места Карта События Образование Видео Документы Вопрос-ответ Контакты Отзывы Подписаться на новости Поиск
← все новости Высшая школа экономики и Российская государственная библиотека при поддержке Минкультуры России провели социологические исследования в библиотечной отрасли

В ходе реализации национального проекта «Культура» Высшая школа экономики и Российская государственная библиотека при поддержке Минкультуры России инициировали два социологических исследования, посвященных образованию библиотекарей и влиянию модернизации на библиотечные учреждения. В нашем материале – рассказ о причинах, процессе и результатах исследования.

Библиотечная сеть России – одна из крупнейших в мире*: более 41 тысячи общедоступных библиотек** и 124 тысячи библиотекарей по всей стране каждый день работают на благо просвещения. Однако в сознании населения библиотеки зачастую воспринимаются как атавизм, а сами библиотекари включены в атласе профессий Агентства стратегических инициатив в «устаревающие интеллектуальные профессии».

Участники национального проекта «Культура» и региональных проектов по модернизации библиотек решили в корне изменить ситуацию и вывести российские библиотеки на новый уровень. 

Исследование ВШЭ и РГБ подняло значимые для отрасли вопросы: что нужно сделать, чтобы инновации распространились по всей стране? Как реагируют на изменения «стейкхолдеры»: население, сотрудники библиотек и представители власти? Каким в условиях цифровизации и перманентного изменения запросов сообщества должно быть образование сотрудников библиотек?

Для того, чтобы найти ответы, в 2020 году было проведено два социологических исследования.

Первое из них было посвящено высшему образованию библиотекарей в России и нацелено на выявление недостатков, которые может восполнить дополнительное профессиональное образование. 

Исследование показало, что нынешний федеральный государственный образовательный стандарт не отражает специфику Болонской системы и, соответственно, не позволяет специалистам быть в достаточной мере компетентными. Решением могло бы стать принятие новой версии профессионального стандарта, а также создание на уровне дополнительного образования системы развития ключевых компетенций для специалистов библиотечной отрасли.

Вторым исследованием стал анализ влияния проекта модернизации на развитие библиотек конкретного региона, где в качестве «пилота» была выбрана Челябинская область. Немаловажным для исследования было то, что в этом регионе библиотеки модернизируются как за федеральный, так и за региональный счет. 

Анализ выявил ряд проблем: например, опасения людей, что мера по созданию модельных библиотек останется точечной или бытующее мнение, что только государство является источником поддержки для библиотек. 

Также стало понятно, что на данный момент отношение населения к модернизированным библиотечным учреждениям пока неоднозначное и даже противоречивое. C одной стороны, люди не воспринимают библиотеку как место для развлечений, с другой - респонденты отметили, что хотели бы видеть в библиотеке организованное пространство для отдыха, кружки по интересам и образовательные мероприятия, которые в современном мире так или иначе завязаны на элементе интертеймента.

В связи с этими проблемами эксперты предложили следующие возможные решения: усиление взаимодействия библиотек с внешними партнерами и запуск совместных взаимовыгодных проектов. Активное участие в грантовых программах, привлечение спонсоров, благотворителей и волонтеров. Максимизация влияния национального проекта «Культура»: внедрение новых технологий в традиционно консервативную среду – отличный момент для трансляции новых ценностных предложений самым разным группам людей будь то представители власти или сами сотрудники библиотек. 

В свою очередь в каждой конкретной библиотеке авторы исследования рекомендуют выделить стратегических коммуникаторов как на базе регионального проектного офиса, так и на базе центральных библиотек и методических центров ЦБС. Целесообразным является создание единой площадки для коммуникации по модернизации, которая включала бы в себя представителей власти, директоров ЦБС, представителей Министерства культуры региона и региональный проектный офис.

Библиотекам необходимо выделить вектор межбиблиотечных, в том числе межсетевых проектов, который будет работать не только на производство тех или иных культурных благ, но и на сплочение профессионального сообщества в рамках проектной работы. Целевой аудиторией проектов при этом могут быть не только посетители библиотек или жители региона, но и само профессиональное библиотечное сообщество.

Исследователи отдельно упоминают об усилении роли молодых сотрудников в качестве лиц библиотек нового поколения. Это позволит транслировать не только изменения в материальной сфере библиотек, но и покажет трансформацию, которую переживает кадровый состав. Целевая работа с молодыми сотрудниками и их развитие по треку молодых «Заведующих нового поколения» поможет продемонстрировать актуальные смыслы и ценности модернизации.

При должном внимании сотрудников библиотек все вышеперечисленные недочеты легко устранить. И это не просто «решит проблему», а позволит перейти библиотечным учреждениям на качественно иной уровень жизни. 

Ключевым же результатом исследования оказалось подтверждение высокого инновационного потенциала модернизации библиотек по модельному стандарту в рамках национального проекта «Культура». По отзывам всех заинтересованных сторон, проект запустил системные изменения, связанные с восприятием библиотек в современном мире и отношением к ним со стороны представителей власти, читателей и самих сотрудников. Проект уже сейчас можно считать успешным, а поставленные перед ним цели – осуществимыми в краткосрочной перспективе.

Оба исследования проводились в период пандемии коронавирусной инфекции, поэтому «полевую» часть реализовывали онлайн, что не повлияло на качество сбора данных. Апробирование онлайн-методики стало, безусловно, позитивным фактором. Теперь регионы могут сами выбрать, будут они проводить аналогичные изыскания очно или дистанционно. 

Стоит также отметить, что при изучении регионального опыта использовались различные методы: количественные опросы, полуструктурированное экспертное интервью, фокус-группы и кабинетные исследования. 

В ближайшее время методику социологического исследования ВШЭ и РГБ передадут в регионы для сбора данных по всей России.

Результаты исследований будут представлены специалистами на профессиональных конференциях в марте этого года: 

«Оценка влияния национального проекта "Культура" в части создания модельных муниципальных библиотек на работу муниципальных библиотек в регионах РФ», 18 марта 2021 года во II Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» (организатор - РГДБ)

«Анализ рынка высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: предложение, контент программ, ключевые компетенции», 25 марта 2021 года на Международной научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование»

Полностью ознакомиться с выводами исследования и самим отчетом вы можете здесь:

Анализ рынка высшего образования по направлению БИД:Кнопка

Оценка влияния национального проекта Культура в части создания модельных муниципальных библиотек:Кнопка

* Согласно статистике OCLC (Online Computer Library Center), Россия входит в тройку лидеров по количеству библиотек

** Сеть общедоступных (государственных и муниципальных) библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации


17 марта 2021
Поделиться
Класснуть

Результаты поиска

Подпишитесь на наши новости

Укажите действительный e-mail
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Подписаться