Срок приема заявок продлен до 30 сентября «Золотая полка» Подробности
прием заявок до 1 октября «Библиотеки. ПРОдвижение» Подробности
Кабинет субъекта Рассылка
Главная О проекте Карта События Конкурс Образование Видео Документы Вопрос-ответ Контакты Отзывы Кабинет субъекта Подписаться на новости Поиск
← все новости Светлана Тарасова: «Мы говорим: не ограничивайте свою фантазию, нет ничего невозможного или неправильного». Интервью с руководителем проектного офиса Новосибирской области

Проектный офис по созданию модельных библиотек — настоящий трендсеттер в библиотечном деле своего региона. Это целая команда профессионалов, которая помогает учреждениям одержать победу в конкурсе национального проекта «Культура». Именно проектные офисы уже сейчас определяют, как будут меняться библиотеки региона в будущем и создают все условия для гармоничного развития. 

Один из ярких и деятельных проектных офисов в стране — Новосибирский. Под его руководством за два года  — 2019 и 2020 — в регионе открылось 8 модельных библиотек. А в этом году стартовала региональная программа по созданию библиотек нового поколения.

Светлана Тарасова, руководитель Новосибирского проектного офиса, президент Новосибирского библиотечного офиса, директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки рассказала о самых разных аспектах работы своей команды. О секретах выстраивания отношений с партнерами, отражении уникальности территории и  необычных пожеланиях читателей — в нашем интервью.

— Светлана Антоновна, расскажите о деятельности проектного офиса вашего региона. Чем он занимается, какую роль выполняет?

— То, какие масштабные преобразования происходят с модельными библиотеками, напоминает мне историю с Алисой в стране чудес. Можно было бы назвать волшебством то, как меняются наши библиотеки, если бы за этим не стояла реальная большая работа, в которой задействованы федеральный офис и все участники процесса перемен. 

Проектному офису нужно расшевелить всех: библиотекарей, начальников, партнеров–проектировщиков. А еще найти поставщиков оборудования. Иногда нужно поспорить и с библиотекарями, и с дизайнерами-проектировщиками — например, когда предлагаемый дизайн-проект получается безликим и скучным.

Кроме того, команде проектного офиса необходимо много работать с руководителями учреждений культуры в регионе и в муниципалитетах. Окончательное решение о создании модельной библиотеки должно быть осознанно принято главой территории. После открытия модельной библиотеки они иногда признаются, что в самом начале недооценивали, какой сложный путь им предстоит пройти. 

Однако результат стоит того, чтобы отстаивать позиции и искать выход из сложных ситуаций. Когда видишь радость на лицах детей и взрослых независимо от того, кто они, читатели или чиновники, понимаешь, что все не зря.  

 

 

— Кто входит в команду проектного офиса?

— Специалисты по разным направлениям. Они помогают сотрудникам библиотек с заявкой на участие в конкурсе: от процесса ее создания, до, если учреждение побеждает, реализации проекта. 

Обычно в команду проектного офиса входят специалисты, которые занимаются комплектованием фондов и IT-технологиями, а также пресс-служба. Кроме того, мы привлекаем внешних экспертов. Например, специалисты из Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусства помогают нам с реализацией дизайн-проектов. 

При необходимости к нашей деятельности подключаются сотрудники из областного Министерства культуры и других библиотек. Например, нам помогали коллеги из Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих в работе над проектами, когда необходимо было учесть интересы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Детская библиотека муниципального казённого учреждения «Централизованная библиотечная система Кочковского района»

— Кого еще вы видите в команде проектного офиса? Возможно, не хватает какого-либо специалиста? 

— Нет, их достаточно. Сейчас мы четко видим другое — то, чему нужно обучать специалистов библиотек. Например, когда мы приобретаем очки виртуальной реальности и 3D-принтеры, то понимаем, что технологии требуют привязки к истории и местным событиям. Они должны работать вместе. Обычно те же VR-очки покупают для того, чтобы посмотреть, например, на динозавров или чудеса света. Это здорово, но хочется, чтобы технологии были связаны с краеведением. 

Приведу пример: перед нами стояла цель презентовать Электронную библиотеку маршала А.И. Покрышкина. Чтобы ее оживить и сделать привлекательной для молодых читателей, мы внедрили в работу учреждения VR-технологии. Разработчик программного обеспечения провел обучающие семинары для библиотекарей. В будущем хотелось бы, чтобы коллеги сами видели все, связанное с родным краем и историей, придумывали нечто интересное, используя технологии. Создавали не абстрактные вещи, а то, что будет осмыслено людьми, которые приходят в библиотеку здесь и сейчас. 

Настенная маркерная карта на английском языке стала уникальным элементом дизайна. Ее используют во время занятий в кружке «Английский для малышей», который создан при детской библиотеке Венгеровского района

— Расскажите, с какими сложностями вы  сталкиваетесь в своей деятельности?

— В конкурсном отборе национального проекта «Культура» может участвовать любая муниципальная библиотека. Однако в самой технологии создания модельной библиотеки заложен ряд требований и критериев, которым нужно соответствовать. Часто конкурс проводится внутри субъекта — всего можно подавать не более 20 заявок в год, а желающих бывает очень много. 

В Новосибирской области существует практика, когда библиотеки «вливаются» в состав культурно-досуговых учреждений, становясь отделом клуба. Они не могут принять участие в федеральных проектах.

А главное препятствие в том, что редко можно найти библиотеку, которую не нужно ремонтировать. Напомню, что за счет федеральных средств можно сделать только текущий ремонт. Поэтому важно четко понимать, что если библиотека победит, то капитальный ремонт будет проводиться из местного муниципального или регионального бюджета. 

Кроме того, мы встречаемся со случаями, когда не чувствуется  внешняя поддержка учредителя и команда библиотекарей не может разобраться в том, сделают ли им капитальный ремонт, помогут ли местные власти в будущем обновлять книжный фонд. Коллеги понимают, что могут попасть в сложную ситуацию. 

— То есть библиотека должна быть отремонтирована еще до участия в конкурсе, до поступления федерального финансирования?

— Да, отремонтирована, либо должны быть заложены средства на капитальный ремонт библиотеки. Модернизация и ремонт могут идти одновременно, чаще всего так и происходит.

Были случаи, когда библиотеке сначала не удавалось «получить» капитальный ремонт от местных властей из-за отсутствия финансирования. Например, так произошло в городе Искитиме, в библиотеке-победителе 2019 года. Что мы только не делали: заместитель министра культуры встречался с главой района, я просила средства у министра финансов. Ничего не получалось, потому что областным законом о бюджете не предусмотрено финансирование городского поселения. К проблеме подключилась Председатель обкома профсоюза работников культуры Людмила Зенкова — она смогла привлечь местного бизнесмена, который мотивировал других предпринимателей. Таким образом, капитальный ремонт был сделан на спонсорские средства. 

А в 2020 году глава Кочковского района не мог найти нужную сумму на капитальный ремонт. В итоге финансы были выделены из резервного фонда Губернатора по Новосибирской области из областного бюджета. 

После этих случаев наш проектный офис и Министерство культуры Новосибирской области стали уделять особое внимание теме финансирования ремонта. Мы выезжаем в район еще во время подготовки заявки. 

Интерактивная песочница в детской модельной библиотеке Ордынского района — любимый уголок детей. Песочная терапия помогает расслабиться, проявить творческие способности, улучшить эмоциональное состояние, развить фантазию

— Действительно, значимую часть работы проектного офиса занимает выстраивание отношений с различными структурами. Может у вас есть рекомендации для коллег? 

— Разговаривать, убеждать, показывать на примерах, потому что не видя их, не заразившись идеей, очень сложно двигаться дальше. 

Сейчас уже есть, что показать: я знаю, что сотрудники администраций стали ездить друг к другу в те районы, где открылись модельные библиотеки. Они думают: а почему не у нас? Пример — самый заразительный аргумент. Поэтому мы привозили директоров библиотек в библиотеки нового поколения. Знаем, что руководство районов тоже их посещают.

— Сколько библиотек Новосибирской области пройдут модернизацию в 2021 году?

— По федеральному конкурсу появится одно такое учреждение. Условно его концепция звучит так: «Большая библиотека в большом городе». Это библиотека Салтыкова-Щедрина, которая находится на главной улице Новосибирска — Красном проспекте. 

Кроме того, Правительство Новосибирской области и Министерство культуры поддержали предложение нашего проектного офиса и Новосибирского библиотечного общества создавать модельные библиотеки за счет регионального бюджета. Региональную программу разрабатывали Минкультуры НСО совместно с нашим проектным офисом. 

Инициатива была внесена в государственную программу «Культура Новосибирской области». Ежегодно на конкурсной основе будут создаваться три библиотеки — две малые и одна центральная — с общим объемом финансирования 20 миллионов рублей.

В региональном Министерстве культуры был разработан Порядок, регламентирующий использование финансовых средств. Наш проектный офис разработал проект Положения о проведении регионального конкурсного отбора, который был утвержден приказом Министерства культуры. Этим же приказом была создана конкурсная комиссия и объявлен конкурс. 4 июля 2021 года были подведены итоги, предусматривающие открытие трех модельных библиотек до 1 декабря 2021 года. Наш проектный офис будет проводить мониторинг выполнения дорожных карт по модернизации библиотек, оказывать методическую и консультационную поддержку.

В этом году изменения пройдут в трех библиотеках. Причем на тех же условиях, с теми же требованиями и объемом финансирования, что и в федеральном проекте. Получается, что в 2021 году в Новосибирской области появятся 4 модельные библиотеки. 

 

 

— Как вам удалось убедить Правительство Новосибирской области и Министерство культуры региона? Какие аргументы вы приводили?

— Коллеги увидели, как преобразились модельные библиотеки, заходя в учреждения и проводя там встречи с населением. Это стало для них большим открытием! 

Кроме того, представители Правительства и Минкультуры региона увидели статистику, узнали, что читатели действительно часто приходят в модельные библиотеки. Поэтому им захотелось сделать так, чтобы в каждом районе появилась своя современная библиотека. Мы и дальше будем убеждать их двигаться дальше, добиваться того, чтобы модельные библиотеки появлялись не только в районах, но и в крупных селах. 

— Светлана Антоновна, расскажите о проведении выездных стратегических сессий «Пересоберем библиотеку».

— Образ или модель будущей библиотеки мы создаем вместе с теми людьми, для которых модернизируется библиотека — это дети и взрослые, родители и учителя, представители общественных организаций. Библиотекари тоже участвуют в этих встречах на равных правах с остальными участниками.

В основе преобразований должны быть ответы людей, для которых создается библиотека. Сценарий обсуждения составляют сотрудники проектного офиса совместно со специалистами из Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусства, которые помогают с реализацией дизайн проектов.

Что мы хотим делать в учреждении? В каком пространстве? В какое время (день недели, утро, вечер, день) мы будем это делать? Что нам для этого необходимо? Что для вас ценно в жизни? Библиотека вашей мечты — какая она? Как наши читатели — реальные и потенциальные — видят свою библиотеку после преобразований? Что они хотят делать в библиотеке, что для них ценно и значимо в их жизни? Это лишь немногие вопросы, на которые мы вместе ищем ответы.

Цель, на которую мы работаем — качественная проработка концепции модернизации муниципальной библиотеки и дизайн-проекта на основе потребностей местного сообщества. Я считаю, что именно они образуют центр проводимых нами преобразований.

Сессии организуются региональным проектным офисом с участием архитекторов, дизайнеров и студентов Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств.

Предварительная работа по организации сессии предусматривает несколько шагов. Во-первых, мы обращаемся в муниципальную библиотеку с просьбой пригласить к участию реальных и потенциальных читателей разного возрастного состава и, конечно же, гендерного. Во-вторых, мы информируем, что для работы нам потребуется не менее 5 часов. Очень важно, чтобы все участники дошли до конца встречи. Организуем чай и кофе, готовим индивидуальную программу, которая предусматривает знакомство, постановку задач и мотивацию на результат (обновленную библиотеку); лекцию-презентацию «Знакомство с современным библиотечным пространством в России и в мире»; мозговой штурм «Библиотека моей мечты»; работу в группах «Дизайн-проектирование “Стратегическое моделирование пространства библиотеки нового поколения”»; защиту проектных работ; подведение итогов и планирование новых встреч.

Открывая сессию, говорим о том, что мы приехали не учить, а вместе размышлять о библиотеке нашей мечты. Обращаем внимание, что у нас нет ограничений в наших мечтах, кроме размера помещения библиотеки и средств. Да и то, финансирование может быть увеличено за счет грантовых проектов, а пространство библиотеки, как предложили однажды участники стратсессии, можно увеличивать за счет летних локаций учреждения благодаря средствам местного бюджета.

Важно в самом начале совместной работы, и мы это тщательно проговариваем, сломать сложившиеся стереотипы восприятия библиотеки и стереотипы того, что можно, а что нельзя делать в библиотеке.

В библиотеке можно только читать? Спрашиваем, а что вы хотите еще делать в учреждении? Больше ста предложений, чем можно заняться в обновленной библиотеке, нам удается собрать без труда. Затем нужно выбрать самое основное, над чем будут работать дизайнеры, проектируя пространство, и к чему надо быть готовыми библиотекарям.

Завершаем мотивацию такими словами и посылами: помните, что мы проектируем библиотеки для себя, верим, что у нас все получится, и на все наши мечты у нас есть 5 (или 10) миллионов рублей.

Затем наступает время формирования трех рабочих групп, в которые входят постоянные читатели; те, кто пришел в библиотеку впервые или посещает крайне редко; библиотекари.

 

 

— Чем занимаются рабочие группы?

— Первая группа работает над сценариями активностей и решает задачу для проектирования функциональных зон. По итогам работы предлагается от 15 до 20 занятий, которые будут совмещены и учтены архитекторами в дизайн-проекте.

Вторая группа работает над задачей желаемого зонирования библиотеки, исходя из тех видов деятельности, которые были предложены в результате мозгового штурма. Предлагают идеи, как в одном и том же пространстве совместить несколько зон.

Третья группа работает над созданием образа библиотеки, в котором находит отражение уникальность территории, традиции местного сообщества, исторические личности, природные достопримечательности и многое другое. Здесь же ведется поиск желаемой цветовой гаммы для помещений и для мебели.

Самый ожидаемый и увлекательный процесс — защита проектных работ. Этот этап дает очень многое для понимания пространства и того, чем люди будут в библиотеке заниматься.

Например, на территории Маслянинского района расположена Барсуковская пещера, памятник природы областного значения, известная в качестве крупнейшей на Юго-Востоке Западной Сибири среды обитания зимовочных колоний летучих мышей. Было предложено создать капсульную зону «Барсуковские пещеры» для тихого чтения и точки общения местных поэтов. А образ летучей мыши найдет отражение в книжных стеллажах для подростков с комиксами и фантастикой.

В этом же районе расположен Пихтовый гребень, известный как самая высокая точка на территории Новосибирской области. Учитывая высокие потолки в библиотеке, предложили сделать граффити на одной из стен над книжными стеллажами, поскольку до потолка нецелесообразно и опасно размещать стеллажи с книгами.

Еще в этом районе есть история с добычей золота, которая ведется и по сей день. Сейчас разрабатывается идея, как это можно отразить в цвете и мебели.

Приведенные примеры идей для одной из библиотек создавались на наших глазах, никем не навязывались и поэтому становились немаловажным эмоциональным фактором территориальной идентичности, которая может быть реализована в проекте.

Важно, чтобы найденная эмоциональность была сохранена, она должна «прилипнуть» к образу библиотеки. И тогда приходящие в библиотеку читатели говорят: «Это моя библиотека, мы здесь придумали и то, и другое, а здесь у нас вот что, этим мы гордимся». Также и гостям района, а он у нас имеет туристическую привлекательность, библиотека сможет показать историю и достопримечательности — от эмоциональных образов к краеведческим источникам в бумажном или цифровом формате.

После проведения выездной сессии муниципальная библиотека готовит техническое задание для разработки дизайн-проекта и концепцию модернизации своей библиотеки. Следующий этап — защита Концепции модернизации и защита дизайн-проекта библиотеки, участвующей в конкурсном отборе.

 

 

— Ранее вы упомянули статистику, которую предоставляют модельные библиотеки. Можете рассказать о ней подробнее?

— К сожалению, на результаты статистики повлиял коронавирус. Анализируя период до пандемии, мы заметили, что рост книговыдачи в модельных библиотеках вырос в 2,4 раза, доходил даже до показателя в 3,8. Сейчас вся шкала сбита, непонятно, на что ориентироваться.

В любом случае, существуют национальные цели и целевые показатели — планируется, что рост посещений модельных библиотек увеличится в три раза, а читатели будут чаще пользоваться электронными ресурсами. Все эти требования расписываются по годам на каждую библиотеку. Причем этот подход применяется и к тем библиотекам, которые не обрели статус модельных — им гораздо сложнее достигать цели.

Важно то, что библиотека на самом деле должна изменить свое отношение к читателям: перестать быть ментором и учителем — их достаточно в школе. Необходимо стать другом, слушать, чего хотят люди, которые посещают библиотеку, узнавать у тех, кто не приходит, чем бы они хотели заниматься в современном пространстве. Не опасаться того, что это может быть не совсем прилично и удобно. Не бояться меняться, не бояться желаний людей, у которых есть безумное количество идей. Где их еще реализовывать, как не в библиотеке?

— Уверена, что за время работы вы услышали много разных пожеланий. Какое было самым интересным и необычным?

— Мальчик хотел готовить еду в библиотеке. Он рассматривал ее как дом, в котором можно научиться делать бутерброды и попить вкусный чай. Причем мальчик мечтал именно о морепродуктах. Мы очень настаивали, чтобы в библиотеке появилось пространство для небольшой кухни. 

 

 

— Чтобы проводить кулинарные мастер-классы?

— Библиотекари долго отказывались от этого, говорили, что им нужно книгохранилище. Но мы настояли на том, что необходима комната с книгами по кулинарии и другим дисциплинам, и здесь же ребятишки могут готовить. Очень хотелось, чтобы это все получилось. Ведь молодежь может больше, чем один-два-три библиотекаря. Новое поколение, если его услышать и доверить библиотеку, может устроить рай — книжно-развлекательный и познавательно-образовательный. 

— А какие пожелания читателей вы слышите чаще всего?

— Часто говорят о том, что хотелось бы сменить обстановку после школы, что библиотека не должна быть на нее похожа. Важно, чтобы здесь можно было почитать, поиграть, сделать уроки. Чувствовать себя комфортно и свободно.

Зона ожидания с кофемашиной

—  Вы говорите о библиотеке как о «третьем месте». Получается, действительно, дети видят ее именно так. 

— Да, и замечу, что именно библиотекари четко понимают те моменты, когда ребятишки достаточно почитали, а теперь хотят поиграть. Однако я могу привести пример, когда дети сами читают книги друг другу, это тоже классно. Или после чтения, игр и чаепития возвращаются вечером домой. 

Библиотекари в ордынской библиотеке по собственной инициативе стали работать до 20:00. Вечером родители забирают детей: сначала заходят в кафе, потом за ребятами, проводят в библиотеке время до ее закрытия и идут домой. Не каждый день, но часто, это входит в привычку.

— Опишите модельную библиотеку вашей мечты?

— Это библиотека, в которой много читателей и для каждого есть свое место. Библиотекари не сидят за кафедрами и не наблюдают за посетителями — они включены в процессы, которые происходят в библиотеке. Помогают, создают условия, находят книги и нужную информацию. 

Мы делаем все для того, чтобы люди вернулись в библиотеки. Видим, что на Западе, в Финляндии, в Германии, когда открывается библиотека, к ней выстраивается очередь. У людей есть мотивация, понимание того, что лучше взять книги на дом или получить интернет-доступ к электронной библиотеке, чем тратить свои деньги. Почему-то россияне не всегда видят, что библиотека — это очень хорошее подспорье в развитии, в отдыхе, образовании. Ходите в библиотеку, у нас все есть!

 

Автор фото на обложке: Валерий Панов


11 августа 2021
Поделиться
Класснуть

 

Результаты поиска

Подпишитесь на наши новости

Укажите действительный e-mail
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Подписаться