Ежегодно 27 мая празднуют Общероссийский день библиотек. Эта дата была приурочена ко дню основания в 1795 году Императорской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).
Сегодня эти учреждения стали не просто привычными книгохранилищами, но и центрами интеллектуального развития, а также местом проведения досуга многих россиян. Благодаря национальному проекту «Культура» в стране активно создаются модельные библиотеки — благоустроенные пространства, оснащенные самым современным оборудованием. Там можно не только взять книгу, но и поработать на компьютере или посетить мастер-класс.
Подробнее о том, как развивается библиотечная сеть страны, что такое «Гений места» и сможет ли интернет заменить печатный носитель, рассказал в интервью порталу «Национальные проекты России» генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.
— Федеральный проект «Культурная среда», при поддержке которого открываются модельные библиотеки, реализуется с 2019 года. Какие успехи вы можете выделить?
— Мы видим большой эффект от реализации этой части национального проекта. Всего в нашей стране примерно 40 тысяч общедоступных библиотек и примерно столько же школьных. А если посчитать еще и небольшие частные учреждения, то цифра увеличится до 100 тысяч.
Мы не строим здания заново, а улучшаем существующие. За время реализации национального проекта было модернизировано примерно 850 библиотек по всей стране. А в этом году будет открыто еще более 200.
Очень многие регионы, видя, каким успехом пользуются открытые по нацпроекту библиотеки, принимают собственные программы развития и уже без федеральных инвестиций продолжают модернизировать сеть. Я думаю, что это самый важный эффект. Отрасль стала показывать себя самым лучшим образом, и мы научились быть полезными властям на всех уровнях.
— А в чем особенность модельных библиотек?
— Библиотеки, в том числе модельные, начинаются с книг, и мы видим, как радикально обновляются их фонды. Когда мы говорим о фондах, то подразумеваем и электронные ресурсы.
Второй важный компонент — пространство. Мы живем в очень конкурентное время, когда за досуг людей борются очень много каналов распространения информации. Уверен, что библиотеки должны быть успешными офлайн-площадками. Важно, что они становятся не только книгохранилищами, но и многофункциональными центрами интеллектуального развития.
Третий компонент, о котором следует сказать, — это проведение мероприятий. Мы должны научиться быть интересными для наших посетителей. Уже давно нельзя стать успешным, если ты просто ждешь, когда кто-то придет за любимой книгой. Поэтому необходимо быть проактивными в нашей повестке дня.
Четвертый компонент, конечно же, люди — наши сотрудники. Мы видим, какой энтузиазм у работников библиотек, поэтому специально создаем для них обширные программы повышения квалификации под новые задачи и компетенции.
— Пространство модельных библиотек как-то унифицировано?
— На самом деле, это тонкий и очень важный вопрос. Когда мы запускали национальный проект, одним из серьезных опасений и у нас, и у профессионального сообщества было то, что модельность воспримут как некий единый стандарт и все библиотеки станут похожими друг на друга. Но этого не произошло! Напротив, появляется много самобытных, интересных учреждений, например, в старинных усадьбах. А одна из районных библиотек нацелена на железнодорожную тематику. Открываются также точки, посвященные знаменитым людям района. Подобных примеров очень много.
Поэтому мне очень приятно, что библиотеки, с одной стороны, похожи в том, что касается качества и продуманности сервисов, а с другой, каждая из них абсолютно уникальна.
— Нет опасений, что библиотеки начнут утрачивать свою первоначальную функцию?
— Мы этого в какой-то момент испугались, но вся жизнь библиотекарей во многом посвящена книге, чтению. Подавляющая часть мероприятий и активностей все равно сводится к нашим любимым книгам, к встречам с писателями… Поэтому нет, я не боюсь. Думаю, чтение всегда будет самым главным в деятельности библиотек.
— Вадим Валерьевич, расскажите о проекте «Гений места». В чем его особенность и задача?
— «Гений места» был запущен в 2021 году. У него несколько очень амбициозных для нас целей. Одна из них — в три раза увеличить долю креативных индустрий в ВВП нашей страны. Это значит, что возникнет огромное количество рабочих мест, многие из которых могут быть дистанционными. У нас появится возможность использовать огромный потенциал творческих людей, которые живут в абсолютно разных регионах страны, и это очень большой элемент социальной справедливости.
Вторая задача заключается в том, чтобы дать возможность абсолютно по-новому зазвучать той самой местной идентичности, локальной истории, которой так богата наша страна.
Одна из целей проекта «Гений места» — в три раза увеличить долю креативных индустрий в ВВП России
— Какие результаты за время реализации этого проекта можно отметить?
— Уже 290 библиотек в 74 регионах нашей страны вошли в этот проект. Среди них городские, сельские, детские, юношеские — абсолютно разные библиотеки. Реализуются проекты в 14 креативных направлениях, в том числе дизайн, маркетинг, компьютерная графика и многие другие. Мы видим, что этот проект очень востребован на местах.
— Вы подчеркнули, что перед нашей страной стоит очень высокая задача развития человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Можно ли считать, что этому способствует проект «Гений места»?
— Я убежден в этом! И главное, что удается сделать, — это донести основные посылы до участников этого проекта. О том, в частности, что именно от них зависит будущее страны. У нас есть все возможности, для того чтобы наш интеллектуальный капитал стал очень важным компонентом будущего России. Кстати, об этом и говорит слоган проекта: «Гений — это ты».
— На ваш взгляд, заменят ли электронные гаджеты и интернет традиционные бумажные книги?
— Думаю, что нет, и для этого есть несколько причин. Ленинка — одна из крупнейших библиотек в мире. У нее есть самый крупный в Европе участок по оцифровке книг: нам нужно не менее тысячи лет, чтобы оцифровать весь фонд. Это значит, что сегодня в библиотеках находятся уникальные документы, которые не скоро окажутся в сети, тем более — в свободном доступе.
Вторая причина состоит в том, что бумажная книга обладает определенной особенностью. Уверен, что для получения глубоких знаний требуется очень последовательное чтение страницы за страницей, с использованием различных когнитивных механизмов.
Еще одна причина — это, конечно же, вдохновение. Потому что хорошо изданная книга вызывает особые эмоции. Я считаю, что Ленинка еще очень много лет будет оставаться классической библиотекой, в которой точно будет спрос на печатную книгу.
Вместе с тем, я глубоко убежден и в том, что нельзя забывать о цифровом пространстве, и мы очень активно работаем в этой новой для себя сфере. Сегодня национальная электронная библиотека уже стала крупнейшей в мире и насчитывает около 5 млн документов.
— Как в целом изменилось отношение россиян к библиотекам? Часто ли они приходят в них?
— Если говорить о библиотеках успешных, в том числе о модельных, то число их посещений растет. Сегодня эти учреждения становятся активными площадками для взаимодействия людей, общения. Мы внимательно отслеживаем обратную связь от читателей и стараемся соответствовать их запросам.
Я хотел бы, чтобы каждая библиотека нашей страны стала в каком-то смысле модельной, это значит, что там должно появиться комфортное пространство, удобная мебель, новое оборудование. Должны регулярно обновляться фонды, благодаря чему читатели смогут получить доступ к современным книгам.
Мы верим в то, что библиотеки переживают сейчас настоящий ренессанс, и что по-настоящему интеллигентные начитанные люди — это и есть капитал нашей страны.
А мы напоминаем, что благодаря нацпроекту «Культура», который был инициирован президентом РФ Владимиром Путиным, в России также оцифровывают уникальные памятники литературы и кинематографии, приобретают отечественные музыкальные инструменты для школ искусств и дают возможность коллективам блеснуть на большой сцене в рамках фестивалей. Подробнее о возможностях проекта можно узнать по ссылке.
Автор - Алена Анисимова (ТАСС)