Конкурс «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА» Подробности
Конкурс «БИБЛИОТЕКИ.ПРОДВИЖЕНИЕ» Принять участие
Кабинет субъекта Рассылка
Главная О проекте События Конкурс Образование Видео Документы Вопрос-ответ Контакты Кабинет субъекта Подписаться на новости Поиск
← все новости Алексей Шебуев: «Друзья говорили, что я выбрал неправильный путь, отказавшись от бизнеса и начав работать в библиотеке, но со временем поменяли свое мнение»

В конце декабря 2019 года в Самаре открылась модельная библиотека нового поколения на базе Центральной городской детской библиотеки. Ведущий библиотекарь учреждения — Алексей Шебуев — стал одним из героев статьи «“Сотрудники отрываются по полной”: 3 истории самарских библиотекарей». В интервью сайту «Большая деревня» Алексей Шебуев рассказал об отказе от бизнеса и начале работы в библиотеке, применении VR-технологий в учреждении и общении с маленькими читателями. 

«Я вырос в девяностые и, как многие, мечтал стать бизнесменом, хотя мои родители и родственники работали в культуре: мама — в театре юного зрителя, папа — в департаменте культуры и молодежной политики, прабабушка, прадедушка и тетя были артистами. До 18 лет и я подрабатывал в театре: монтировал декорации на сцене, настраивал свет и звук.

В детстве у меня не было необходимости посещать библиотеку, потому что дома было полное собрание классики, да и вообще в моей театральной семье много читали — и книги, и сценарии. При этом я почему-то не любил художественные произведения, зато зачитывался книгами Перельмана по занимательной логике.

После школы я не сразу поступил в университет: в юности не понимал, что надо учиться. Пошел работать в торговлю, а потом открыл свое дело — компанию по установке техники. Мы работали с крупной сетью бытовой электроники, а после того, как она закрылась, остались без якорного спонсора, и я разочаровался в бизнесе. В 25 лет я наконец понял, что мне нужно высшее образование. При этом я, как и многие, хотел просто получить корочку, поэтому выбрал для поступления, как мне казалось, самый простой вариант — заочку библиотечного факультета в Ульяновском государственном университете. Мой папа просто к тому времени переехал в Ульяновск и я решил совместить приятное с полезным — и учиться, и его навещать.

Простой вариант оказался не таким уж простым: еще в самом начале обучения я понял, что библиотекарь — это человек, который должен знать все. В Ульяновске на кафедре работают серьезные преподаватели, некоторые из них относились ко мне очень требовательно, потому что не понимали, зачем мне все это надо. На курсе было всего два парня — я и мужчина намного старше меня. Остальные — девочки, которые уже какое-то время работали в библиотеке и пришли получать высшее образование для продвижения по службе.

Мы, как и все студенты, ходили на пары и сдавали сессии. Отличие состояло лишь в том, что многие занятия проходили в ближайших от университета библиотеках. Мы учились работать с автоматизированными библиотечными системами, разбирались в библиографической классификации.

После окончания университета я закрыл бизнес и начал искать работу. Жил тогда рядом с детской библиотекой на Аэродромной, поэтому решил устроиться туда. На сайте нашел вакансию, отправил резюме, меня пригласили на собеседование и сразу приняли.

Друзья, конечно, говорили, что я выбрал неправильный путь, отказавшись от бизнеса и начав работать в библиотеке, но со временем поменяли свое мнение. Сейчас многие из них приезжают ко мне на работу со своими детьми. Жена и отец меня поддержали сразу, мама тоже, только недоверчиво спросила, как я буду кормить семью. Я ответил, что со временем разберусь.

Работа мне сразу показалась ненапряжной. В первый день я занимался расстановкой литературы, знакомился с документацией, порядком расположения формуляров и выдавал книги. Уже через месяц я досконально запомнил, что где находится, и мог найти в огромном фонде все, что угодно.

Сейчас мои обязанности сильно расширились: я могу стоять на книговыдаче, но в основном работаю в медиатеке — месте, где дети могут получить доступ в интернет, подготовить доклад, посмотреть мультфильмы и обучающие фильмы. Также с 2019 года мы обучаем ребят при помощи очков виртуальной реальности: совершаем с ними путешествия, например, в Пекин или Британский исторический музей.

Библиотека работает с 10-00 до 20-00, и сотрудники выходят по сменам — кто-то к 9-30, кто-то к 11-30. Если я прихожу в первую смену, то сначала подготавливаю свой зал и проверяю статистические данные по посетителям и книговыдаче за предыдущий день, а если во вторую, то сразу вливаюсь в работу с детьми, там нет времени на раскачку. Дальше проходят мероприятия: мы разговариваем про культуру, проводим встречи с работниками художественного музея и театра оперы и балета, лекции, виртуальные путешествия. При этом я стараюсь не трогать школьную программу, потому что она и так надоедает в школе.

Так как изначально я работал на старшем абонементе, у меня появились постоянные читатели. Большинство меня знают по имени, могут ко мне обратиться за советом.

Работа библиотекаря изнутри выглядит совсем не так, как я себе ее представлял до поступления в университет.

Кажется, здесь все очень просто: взял книжку и выдал ее читателю. На самом деле, это занимает только 15% рабочего времени, остальное отводится на мероприятия, общение с посетителями и работу с документами. Но даже после полного рабочего дня я не чувствую себя вымотанным: усталость от общения с маленькими гостями библиотеки скорее приятная, та, о которой хочется рассказать своей семье.


Центральная городская детская библиотека

 Центральная городская детская библиотека

Результаты поиска

Подпишитесь на наши новости

Укажите действительный e-mail
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Подписаться